Проект “Школьный музей как центр патриотического воспитания и развития”

«Рассмотрено»                                                                    «Утверждаю»

На заседании методического совета                             Директор МБОУ «Марковская СОШ»

Протокол № ____ от ___ декабря 2011 г.                               __________ Тараева Т.Н.

«___» декабря 2011 г.

 

 

1.Титульный лист.

 

1. Название проекта               Школьный музей как центр     

духовно-нравственного развития

и воспитания

 

2. Организация-заявитель      МБОУ «Марковская СОШ»   617748 Пермский край, Чайковский район 

п. Марковский, д.34

Тел.: (34241) 7-32-63

e-mail: mediateka68@mail.ru                                                                                            

 

3. Руководительорганизации-заявителя     Тараева Татьяна Николаевна, директор школы,тел. раб.7-32-63, факс  7-32-45
4. Поддерживающаяорганизация Управление О и ПО администрацииЧайковского муниципального района
5. Руководитель проекта       Михайлов Николай Константинович, учитель истории, педагог-организатор высшей                                              категории.Тел. 89226885313

 

6. География проекта Чайковский муниципальный район
7. Сроки выполнения  проекта( начало и окончание)            январь 2012 – декабрь 2014 г.г

2. Введение.

Школьный музей боевой славы 16-ой гвардейской танковой дивизии основан 22 февраля 1998 года. Профиль – военно-исторический. Статус «Школьный музей» присвоен 22.04.1999 года, свидетельство № 7359. В 2006, 2010 годах музей прошёл процедуру переаттестации и подтвердил звание школьного музея.

Созданию музея предшествовали драматические события, связанные с поспешным выводом 16–ой гвардейской танковой дивизии из Германии в Россию.  С 1945 года дивизия находилась в Германии в городе Нейштрелиц. В гарнизонном Доме офицеров размещался музей боевой славы соединения. В 1993 году танковая дивизия выведена из Германии в город Чайковский. Музейное имущество было отправлено в двух железнодорожных контейнерах. К прибытию танкистов к новому месту дислокации военный городок не был построен. Боевая техника, имущество, в том числе контейнеры с музейным имуществом, складировались в чистом поле под открытым небом.  Под дождём и снегом они простояли более трёх лет. Многие музейные предметы пришли в негодность, многие исчезли, после того, как контейнеры были вскрыты. Музей как хранитель боевой истории легендарного танкового соединения, её славных боевых традиций, героических подвигов танкистов оказался на грани исчезновения.

К счастью,  в Чайковском  жил  ветеран дивизии, полный кавалер ордена Славы Дубов Иван Васильевич. Он прошёл в составе разведывательного батальона дивизии от Курска до Берлина. Ветеран стал инициатором восстановления музея, чтобы сохранить для потомков героическую  историю дивизии. Понимание и поддержку он получил в Марковской СОШ.

В школе было выделено помещение под музей. Экспозиция создавалась из сохранившихся музейных предметов, материалов, переданных частями соединения, присланных ветеранами, собранных на месте у жителей посёлка. Музей возродился на русской земле, в Прикамье. Наш святой  долг – сберечь  уникальный музей ратной славы, доблести и героических подвигов танкистов.

2.Цель деятельности школьного музея.

Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности школы  по формированию современного национального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Основные задачи музея.

•Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путём включения учащихся в многообразную деятельность школьного музея.

•Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и дизайнерских решений, способствующих повышению привлекательности музея.

•Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно-образовательной деятельности.

•Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнёров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными ресурсами. Классное помещение площадью 63м²  используется для экспонирования   музейной    коллекции.  Отдельное   помещение   площадью

52,3 м² используется для хранения фондов музея.

Экспозиция состоит из следующих разделов:

 1. Танкисты в боях за Родину

▪ Дивизионный разведчик  Дубов И.В.

▪ От Курска до Берлина

▪ Диорама «Освобождение Умани»

▪ Фотогалерея «Герои Советского Союза и РФ»

▪ Экспозиционный комплекс «На привале»

▪ Танкисты в локальных военных конфликтах

2. В годы мирные

▪ ГДР – страна полувекового пребывания дивизии

▪ Боевая учёба

▪ Партийно-политическая работа

▪ Тыловое обеспечение

3. Дивизия на Чайковской земле

4. Школьные годы чудесные.

В 2008 году средства гранта (200 тыс. руб.) укрепили материально- техническую базу школьного музея. Приобретены жидкокристаллический телевизор, ноутбук, манекены, бытовой кондиционер для создания комфортных условий посетителям и обеспечения сохранности экспонатов.

Достижения музея.

2000 год. По итогам смотра-конкурса военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвящённый 55-летию Победы музей стал лауреатом областного этапа.

2005 год. По итогам смотра-конкурса военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвящённый 60-летию Победы музей стал лауреатом областного этапа и участвовал в заключительном Всероссийском этапе. Руководитель музея Михайлов Н.К. с активистами  были приглашены в город Москву для участия в финале Всероссийской эстафеты «Равнение на Победу!

2006 год. Тематическая экскурсия «История Родины и слава народа в государственных символах России» заняла 1 место на региональном этапе Всероссийского творческого конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб». Сценарий экскурсии опубликован во Всероссийском журнале «Патриот Отечества», 2006, № 7.

2008 год. Проект «Школьный музей как центр краеведческого и исторического наследия в целях патриотического воспитания подрастающего поколения» выиграл грант в сумме 200 тыс. рублей в краевом конкурсе гражданских и общественных инициатив.

2008 год. В краевом проекте «Исторический десант» музей занял 1 место. Участники проекта награждены путёвкой в Санкт-Петербург.

2009 год. Научно-исследовательская работа активиста школьного музея Куксенкова Кирилла «Блеск и нищета посёлка Марковский» в краевом конкурсе заняла призовое место.

2010 год. По итогам смотра конкурса военно-исторических музеев образовательных  учреждений, посвящённый  65-летию  Победы музей  занял

1 место в Пермском крае.

За годы работы школьный музей стал признанным центром патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Его деятельность вышла далеко за пределы школы, посёлка, города, Чайковского района, Пермского края.

О высокой репутации музея можно судить по возрастающей посещаемости его учащимися школ, студентами, призывниками, ветеранами и гостями города за последние 5 лет.

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

количествопосетителей

1040

740

460

900

1060

Почётными гостями музея были легендарный оружейный конструктор Калашников М.Т., Председатель Законодательного Собрания Пермского края Девяткин Н.А., Министр образования Пермского края Карпушин Н.Я. и другие. Часто посещают музей делегации немецкого города Нейштрелиц -побратима города Чайковского.

Работой музея с 1999 года бессменно руководит учитель истории, педагог-организатор высшей категории Михайлов Н.К. Образование высшее: 1982 год, окончил Донецкое высшее военно-политическое училище, 1991 год, окончил Московскую военно-политическую академию им. В.И. Ленина. Офицер запаса, подполковник, участник боевых действий в Афганистане, кавалер медали «За боевые заслуги». Работник творческий, компетентный. Руководитель данного проекта.

3. Постановка проблемы.

Спустя 12 лет после возрождения музея боевой славы 16-ой гвардейской танковой дивизии, выведенной из Германии, над музеем вновь нависла угроза его ликвидации.

Истоки проблемы порождены рядом обстоятельств социально-экономического развития Марковского сельского поселения, на территории которого располагаются школа и музей.

Во-первых, в 2009 году была ликвидирована 16-ая гвардейская танковая дивизия, расквартированная в посёлке Марковский в связи с чем, военнослужащие убыли к новым местам службы и проживания.

С ликвидацией танковой дивизии в посёлке прекратили деятельность госпиталь, хлебокомбинат, банно-прачечный комбинат, комбинат общественного питания, КЭЧ, на грани закрытия Дом офицеров. Это породило очередной отток  населения из посёлка Марковский.

Этими обстоятельствами вызвано сокращение количества учащихся в Марковской СОШ.  Динамика сокращения их за последние 5 лет: 2007 г. – 450 учеников, 2008 г. – 437 учеников, 2009 – 352 ученика, 2010 г. – 346 учеников, 2011 г. – 334 ученика.

Сокращение учащихся в Марковской СОШ совпало с так называемой «демографической ямой» в российских школах. Переход в 2010 году на подушевое финансирование в условиях сокращения обучающихся  привёл к резкому сокращению финансирования Марковской СОШ.

          Многогранная деятельность музея требует финансовой и материальной поддержки. В прежние годы она осуществлялась школой. Теперь из-за сложившейся ситуации школа не в состоянии поддержать  музей в требуемых объёмах.

Во-вторых. Общеизвестно, успех любого дела во многом зависит от кадров. Отсутствие в штатном расписании школы должности руководителя школьного музея  приводит к неопределённости  в дальнейшей судьбе музея.

Однако, ситуация не фатальна. Анализ свидетельствует о том, что в перспективе трудности будут решены. Уже в текущем году количество первоклассников по сравнению с предыдущими годами увеличилось, даже на фоне оттока населения из посёлка. О чём свидетельствуют данные таблицы.

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

Количество первоклассников

36

45

35

31

50

 

В поселковом детском саду «Источник» просматривается положительная динамика его выпускников – потенциальных первоклассников на предстоящие 3 года.

Годы

2012

2013

2014

Количество выпускников детского сада

47

50

46

В настоящее время федеральные и региональные органы власти решают вопрос о будущем посёлка, наиболее целесообразном использовании имеющейся инфраструктуры. В частности, 14 октября 2011 года посёлок Марковский посетили Министр спорта, туризма и молодёжной политики  РФ Мутко В.Л., губернатор и глава правительства Пермского края. Обсуждалась возможность открытия в Марковском федеральной школы олимпийского резерва с обучением воспитанников в Марковской СОШ.

Рассматриваются различные варианты использования бывшего госпиталя. Заместитель главы правительства Пермского края Цветов В.Ю. в интервью телеканалу «Регион» сообщил о том, что прорабатываются различные варианты использования здания госпиталя: открытие краевого детского туберкулёзного диспансера, филиала санатория, реабилитационного центра. При положительном решении любого из вариантов появляются рабочие места. В посёлок Марковский приезжают специалисты.

В настоящее время интенсивно заселяется освободившееся  жильё.

Следовательно, в ближайшие 2-3 года должны положительно решиться социально-экономические проблемы посёлка Марковский, что приведёт к полному укомплектованию Марковской СОШ, увеличению финансирования, достаточного для обеспечения развития школы и музея.

Сейчас посёлок Марковский и школа переживают не лучшие времена. Это отражается на деятельности школьного музея. В этот трудный период необходимо поддержать и сохранить музей, не дать ему погибнуть в очередной раз.

Школьный музей боевой славы 16-ой гвардейской танковой дивизии – уникальный музей.

Во-первых, в Пермском крае – это единственный музей соединения, в котором 69 воинов  в годы Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза и 2 офицера стали Героями Российской Федерации в наши дни. В 2008 году была совершена научно-исследовательская экспедиция в Центральный архив МО РФ в город Подольск. Найдены и привезены в музей копии наградных листов с описанием героических подвигов 69 Героев Советского Союза соединения. Это мощный потенциал воспитания молодёжи на героических примерах служения Родине.

         Во-вторых, в Пермском крае –  это единственный музей соединения, которое в годы войны принимало участие практически во всех решающих сражениях: в Курской битве, Корсунь – Шевченковской, Ясско – Кишинёвской, Висло – Одерской, Восточно – Померанской и Берлинской операциях. На этих  великих победах наших предков формируются любовь к истории Отечества, чувство гордости за свою страну.

В третьих,   активом музея разработаны и проводятся тематические, театрализованные экскурсии, включённые в  образовательную и воспитательную деятельность  школы. Они востребованы образовательными учреждениями города Чайковского и района, края и соседней Удмуртии.

Тематическая экскурсия «России славные сыны» знакомит  с героическими подвигами воинов соединения разных поколений:    полного кавалера ордена Славы Дубова И.В.,   Героя Советского Союза Черножукова А.В.,  Героев  России Кислова С. А. и Кравцова С.Э., погибших в Чеченской войне. Жизнь и подвиги воспитывают патриотические чувства у подрастающего поколения.

Театрализованная экскурсия «На привале» позволяет учащимся на короткое время окунуться в обстановку далёких военных лет. Экскурсоводы в солдатском обмундировании военной поры показывают сцену получения посылки с подарками от детей. В ней шерстяные носки, кисеты для табака, носовые платочки, изготовленные руками детей.  Нет привала без любимой песни о родине, доме, любимых, родных. Экскурсоводы-бойцы во время театрализованного привала исполняют одну из самых любимых на фронте песен «Синий платочек».

Театрализованная экскурсия «Страницы славной истории 16-ой гвардейской танковой дивизии»  включает рассказы о подвигах танкистов, сцены фронтовой жизни, песни военной поры, просмотр кадров военной кинохроники, которые позволяют прочувствовать и лучше понять военное время.

Активисты музея подготовили и проводят тематическую экскурсию «История Родины и слава народа в Государственных символах России».  Экскурсоводы рассказывают о том, что Государственные символы сопровождают человека от рождения до конца его жизни, вдохновляют на труд и на бой. В символах воплощена героическая и трагическая история страны, великие победы народа за независимость России, трудовые свершения. Экскурсия завершается подъёмом на флагшток Государственного флага и коллективным исполнением Государственного гимна России. Экскурсия получила высокую оценку на региональном этапе Всероссийского творческого конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб».

Активисты музея готовят и проводят в школе уроки Мужества. В год 65-летия 16-ой гвардейской танковой дивизии состоялись уроки Мужества «Подвиги танкистов во славу России» и «Наследники боевой славы 16-ой гвардейской танковой дивизии». К 20-летию вывода советских войск из Афганистана, в феврале 2009 года, активисты музея провели урок Мужества «Афганистан –  наша память и боль…».

К 65-летию учреждения высшего военного ордена «Победа» и высшего солдатского ордена Славы были проведены музейные уроки «Высшие полководческий и солдатский ордена Великой Отечественной войны». Урок проводился в диалоговом режиме с элементами викторины и вручением медали «Знатоку истории».

Активисты музея принимают участие в конкурсах научно-исследовательских работ. Экскурсовод Деревенец Роман подготовил работу «Роль и значение школьного музея в сохранении военной истории России». Роман представлял свою работу в Москве. Его исследование было опубликовано во Всероссийском сборнике научных работ участников краеведческого движения «Отечество». По достоинству была оценена научная работа экскурсовода музея Трачук Сергея «Цена воинского долга или расплата за авантюризм?» На городском этапе работа была признана лучшей и рекомендована на региональный этап. В Перми исследование Серёжи было удостоено Диплома. В 2008 году научно-исследовательская работа активиста музея Куксенкова Кирилла «Блеск и нищета посёлка Марковский» заняла III место в краевом этапе Всероссийского  конкурса научно-исследовательских работ туристско-краеведческого движения «Отечество».

В музее организована поисково-собирательская работа. Её география обширна и разнообразны формы и средства. Бургомистр города Нейштрелиц  выслал в музей материалы, свидетельствующие о пребывании в их городе 16-ой гвардейской танковой дивизии, альбом с фотографиями торжественного мероприятия, посвящённого проводам воинов-танкистов в город Чайковский 25 мая 1993 года, а также горсть  земли, на которой полвека несли свою нелёгкую службу танкисты дивизии. Из городов Умань и Бельцы прислали фотографии памятников воинам-танкистам нашей дивизии, установленных в честь освободителей. В марте 2007 года руководитель школьного музея Михайлов Н.К. ездил в Москву на телепередачу «Жди меня» и обратился к ветеранам соединения прислать в музей воспоминания, документы, фотографии. В результате  – значительно пополнились фонды музея.

Потенциал школьного музея включён в образовательную и воспитательную деятельность школы и  востребован системой образования, эффективно используется в выполнении Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, Государственных Программ «Патриотическое воспитание граждан РФ». Долг всех заинтересованных сторон (школы, общественных, ветеранских организаций, УО и ПО, Министерства образования) сохранить и поддержать школьный музей в ближайшие 2-3 года, до стабилизации ситуации в посёлке.

4. Цели проекта.

• Cохранение и дальнейшее развитие школьного музея боевой славы 16-ой гвардейской танковой дивизии как центра духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения  – будущего Пермского края.

• Использование ресурса музея для реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования и ФГОС второго поколения.

Поставленные в проекте цели взаимосвязаны, взаимообусловлены и достигаются одновременно.

Задачи.

•Внедрять методы, приёмы, формы музейно-педагогической технологии в учебно-воспитательный процесс.

•Развивать на базе музея проектную и исследовательскую деятельность учащихся с привлечением предметов, материалов, документов музейной коллекции.

•Перейти на качественно новый уровень проведения учебно-воспитательной, культурно-массовой и экскурсионной работы с применением современных информационных технологий.

•Работать над совершенствованием экспозиционно-выставочного комплекса, применять дизайнерские решения, способствующие повышению имиджа музея.

•Оказывать методическую помощь учителям-предметникам в подготовке и проведении уроков с применением музейных предметов,  классным руководителям – во внеурочной деятельности.

•Координировать деятельность школы, общественных и ветеранских организаций, расположенных на территории Марковского сельского поселения, по патриотическому воспитанию школьников и молодёжи.

5. Планируемая деятельность.

Проект рассчитан на 3 года (2012 -2014 г.г.)  и включает 3 этапа:

I этап – подготовительный ( январь – май 2012 г.)

II этап – основной (июнь 2012 – сентябрь 2014 г.)

III этап – заключительный (октябрь – декабрь 2014 г.)

Подготовительный этап (январь – май 2012г.)

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта.

Содержание деятельности подготовительного этапа.

Анализ состояния образовательных возможностей школьного музея. Актуализация проекта среди участников образовательного процесса. Определение круга лиц из числа преподавателей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание временных рабочих групп.

Проведение обучающих занятий, семинаров, дискуссий, консультаций с педагогами по изучению современной теории и практики  музейной педагогики с приглашением сотрудников Чайковского краеведческого музея. Знакомство с опытом работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах Пермского края, регионах страны.

Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в СМИ, учреждениях культуры, ветеранских организациях, учительском сообществе.

Основной этап (июнь 2012 – сентябрь 2014 г.)

Его основной задачей является включение ресурса музея, методов и приемов музейной педагогики в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность в рамках реализации  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования и ФГОС второго поколения.

Содержание деятельности основного этапа.

Начальное общее образование

Воспитание гражданственности, патриотизма:

• Ознакомление с героическими страницами истории России и 16-ой гвардейской танковой дивизии (знакомство с музейными предметами и проведение уроков с их применением, встречи с ветеранами войны, труда, дивизии, театрализованные экскурсии, проведение конкурсов рисунков, чтецов, просмотр и обсуждение фильмов, презентаций, походы к памятникам военной истории на территории Марковского сельского поселения).

• Воспитание на примере жизни, боевых и трудовых свершениях полного кавалера ордена Славы Дубова И.В., чьим именем названа Марковская школа (тематические экскурсии, беседы, знакомство с жизнью Дубова И.В. через документы, личные вещи и предметы).

• Получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Гимном, Флагом Российской Федерации, Пермского края, символами Чайковского  муниципального района (театрализованные экскурсии, беседы о государственных символах, с использованием хранящихся в музее флагов, знамён, гербов, денежных знаков, почтовых конвертов и открыток, атрибутов военного обмундирования, просмотр и обсуждение фильмов, творческие конкурсы).

• Воспитание любви к малой Родине (пешие экскурсии по поселку Марковский, походы на природу, беседы о знатных земляках, встречи с ними, знакомство с историей посёлка Марковский через музейные предметы, видеоматериалы).

• Формирование национальной идентичности (участие в школьных и поселковых акциях, посвящённых Дням воинской славы России, беседы о победах 16-ой гвардейской танковой дивизии в годы Великой Отечественной войны, оружии Победы с использованием их фрагментов  с полей сражений, боевых наградах, участие в творческих конкурсах с использованием музейных материалов).

 Воспитание  нравственных чувств  и  этического сознания:

• Получение первоначального представления о нормах морально-нравственного поведения (тематические и театрализованные экскурсии, беседы о войне как зле, встречи с участниками боевых действий на Северном Кавказе, знакомство с музейными материалами об освобождении воинами дивизии концентрационного лагеря Майданек, о Чеченской войне, просмотр и обсуждение фильмов о войне, выполнение творческих заданий).

• Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (классные часы, раскрывающие историю семьи через фотографии, семейные реликвии, музейные предметы, творческие задания, игры).

•   Воспитание  трудолюбия, творческого отношения к труду:

Получение первоначальных представлений о  работе в музее (изготовление поздравительных открыток, поделок для поздравления с Днём защитника Отечества и Днём Победы).

•  Формирование у учащихся интереса и потребности в образовании, развитие их кругозора и любознательности

•  Ознакомление с военной историей, службой в армии, историей Марковской школы (сюжетно-ролевая игра с использованием предметов военного обмундирования, встречи с курсантами, суворовцами и нахимовцами, беседы о медалистах – выпускниках школы).

Основное общее образование

• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, малой Родине, прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной (уроки Мужества, тематические и театрализованные экскурсии, музейные и предметные уроки с использованием музейного материала, торжественное вручение паспортов в музее, встречи с ветеранами войны, труда, локальных военных конфликтов, подвиг выпускника школы Давыдова Александра при исполнении воинского долга на Северном Кавказе, вахта Памяти, дискуссии, викторины и конкурсы, познавательные игры).

• Усвоение  обучающимися  нравственных  ценностей,  приобретение начального  опыта  нравственной,  общественно  значимой  деятельности, конструктивного  социального  поведения,  мотивации  и  способности  к духовно-нравственному развитию (уроки Мужества, тематические и театрализованные экскурсии, боевые и трудовые подвиги Дубова И.В., чьим именем названа школа, музейные и предметные уроки с использованием музейного материала, дискуссии,  социальное проектирование, работа в архивах,  музеях, с  жителями посёлка по сбору материалов, оформление разделов экспозиции, создание выставок, акции к Дням воинской славы России).

• Освоение обучающимися социального опыта,  основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста (работа в музее экскурсоводами, поисковиками, исследователями, оформителями, создателями видеофильмов и сайта школьного музея).

• Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности  в  соответствии  с  личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда (встречи с выпускниками школы – офицерами, курсантами, суворовцами, нахимовцами, участие в проведении дня призывника, материалы альбома «Выпускники Марковской СОШ на защите Отечества», акции ко Дню защитника Отечества, связь с военными ВУЗами).

• Формирование умений   учиться,    осознания   важности   образования   и самообразования  для  жизни  и  деятельности,  способности  применять полученные знания на практике (проектная деятельность через создание разделов экспозиции, творческих проектов, создание текстов экскурсий, разработку мероприятий,  исследовательская  деятельность через поисковую работу, написание учебно-исследовательских работ на музейных материалах).

• Формирование  коммуникативной  компетентности  в  общении  и сотрудничестве со  сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в  процессе  образовательной,  общественно полезной,  учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности  (музейная культура, диалог, сотрудничество, толерантность).

• Развитие творческих способностей и формирование культурных потребностей  (конкурсы, викторины по истории дивизии, проектно-исследовательская деятельность на музейном материале).

Среднее (полное) общее образование

• Формирование  у  обучающихся  активной  и  ответственной  гражданской  позиции, готовности   к   духовно-нравственному   развитию,   способности   действовать   на   благо Отечества (дискуссии, дебаты на темы духовности, подвига, патриотизма с использованием музейных материалов,  тематические экскурсии, поисковая и исследовательская деятельность, )

• Формирование отношения к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации как почётной обязанности гражданина России (встречи с выпускниками школы – офицерами, курсантами, суворовцами и нахимовцами, материалы альбома «Выпускники Марковской СОШ на защите Отечества», акции ко Дню защитника Отечества, связь с военными ВУЗами, участие в проведении дня призывника, тематические экскурсии, музейные материалы о выпускнике Марковской СОШ Давыдове Александре,  погибшего при исполнении воинского долга в Чечне, музейные материалы об офицерах дивизии – Героях России Кислове С.А. и Кравцове С.Э.).

• Формирование    у    обучающихся    социальных    компетентностей  и гражданских ценностных установок (встречи с представителями депутатского корпуса, органов исполнительной власти, МВД, прокуратуры, диспуты, дискуссии, круглые столы по вопросам гражданского общества, правового государства, семьи).

• Формирование уважения к творческому созидательному труду, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели (экскурсии в музеи предприятий города, встречи с земляками, учителями Марковской школы награждёнными государственными наградами, встречи с выпускниками школы, преуспевающими в профессии, изучение наградной системы РФ).

• Развитие  способности к исследовательской и  проектной   деятельности с использованием музейных источников (участие в создании социальных и творческих проектов, учебно-исследовательских работ).

Формирование ИКТ-компетентности  в сфере культуры (сайт школьного музея и его виртуальное представительство, электронная база фондов музея).

 

Заключительный этап (октябрь – декабрь 2014 г.)

Основной задачей этого периода является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта.

Содержание деятельности заключительного этапа.

Подведение итогов, обмен опытом участников проекта на заседаниях педсовета, методического совета, ШМО, рабочих группах.

Проведение конференции “Итоги реализации проекта “Школьный музей как центр духовно-нравственного развития и воспитания”.

Оформление продуктов проекта.

1. Презентация итоговых материалов проекта в Интернете и СМИ.

2. Сборник лучших разработок экскурсий, музейных уроков, уроков Мужества, классных часов, интегрированных уроков по проблематике проекта.

3. Сборник методических разработок по музейной педагогике.

4.Разработка Программы развития школы и музея с учётом итогов выполнения проекта.

6. Рабочий план реализации проекта.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап (январь – май 2012 г.)

1. Изучение директивных и нормативных документов, федеральных, региональных, муниципальных органов власти и разработать нормативную базу, пакет нормативных документов  Январь – февраль2012 г.  Тараева Т.Н. – директор,Симанова Т.П. – зам. директора по УВР,Шуваева В.Г. – зам. директора по ВР,

Михайлов Н.К.

 

2. Анализ состояния образовательных возможностей школьного музея Январь 2012 г. Шуваева В.Г. – зам.директора по ВР,Михайлов Н.К.
3. Педагогический совет «О реализации инновационного проекта «Школьный музей как центр духовно-нравственного развития и воспитания» Февраль 2012 г. Тараева Т.Н. – директор,Симанова Т.П.,Шуваева В.Г.,

Михайлов Н.К.

4.  Создание временных рабочих групп. Февраль 2012 г. Шуваева В.Г.,Михайлов Н.К.
5. Актуализация проекта среди участников образовательного процесса через проведение обучающих занятий, семинаров, дискуссий, консультаций с педагогами по изучению современной теории и практики  музейной педагогики с приглашением сотрудников Чайковского краеведческого музея. Февраль  – май2012 г.  Шуваева В.Г.,Михайлов Н.К.,сотрудники Чайковского

краеведческого музея

6. Изучение опыта работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах Пермского края, регионах страны Март – май2012 г. Скобелева С.Н. – библиотекарь,Репникова С.А. –учитель информатики,

Михайлов Н.К.

 

7. Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в СМИ, учреждениях культуры, ветеранских организациях, учительском сообществе. Февраль – май2012 г. Шуваева В.Г.,Михайлов Н.К. 

Основной этап (июнь 2012 – сентябрь 2014 г.)

Начальное общее образование

8. Экскурсия для первоклассников «Здравствуй, музей» Сентябрьежегодно Михайлов Н.К.,экскурсоводы,учителя 1-х классов
9. Проведение уроков «История России в музейных предметах» по учебному предмету «Окружающий мир» По учебному плану Учителя начальных классов
10. Проведение уроков по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Технология» с использованием музейных предметов По учебному плану Учителя начальных классов
11. Музейные уроки для учащихся 1-4 классов «Фронтовой быт солдата» с использованием игровой технологии Февраль2013, 2014 г.г. Михайлов Н.К.,экскурсоводы,учителя начальных классов
12. Проведение театрализованной экскурсии «На привале» Апрель – май2013, 2014 г.г. Михайлов Н.К.,экскурсоводы,учителя начальных классов
13. Тематическая экскурсия «Великий подвиг танкистов» Сентябрь2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,экскурсоводы,учителя начальных классов
14. Конкурсы рисунков «Музей глазами детей» Октябрь, ноябрь2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,Завгородняя С.А. -учитель изобразительного искусства, учителя начальных классов
15. Укомплектование для учителей истории и начальной школы «Музей в чемодане».  Июнь – август2012 г. Михайлов Н.К.
16. Театрализованная экскурсия «Страницы славной истории 16-ой гвардейской танковой дивизии» Март2013 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,экскурсоводы,учителя начальных классов
17. Встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, труда и дивизии Февраль, май2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,учителя начальных классов
18. Походы к памятникам военной истории на территории Марковского сельского поселения Ноябрь, декабрь2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,экскурсоводы,учителя начальных классов
19. Тематическая экскурсия «Ратный и трудовой подвиг Дубова И.В.» Сентябрь – октябрь2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,экскурсоводы,учителя начальных классов
20. Тематическая экскурсия «История страны и слава народа в государственных символах России» Декабрь2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,экскурсоводы,учителя начальных классов
21. Пешие экскурсии по посёлку Марковский Сентябрь, май2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,экскурсоводы,учителя начальных классов
22. Походы в д. Марково, встречи со старожилами Декабрь2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,учителя начальных классов
23. Конкурс рисунков, посвящённый дню рождения п. Марковский «Моя малая Родина» Январь2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,Завгородняя С.А. -учитель изобразительного искусства, учителя начальных классов
24. Участие в общепоселковых митингах, посвящённых Дню Победы у танкаТ-34 на центральной площади посёлка Май2012- 2014 г.г. Шуваева В.Г. – зам. директора по ВР,Михайлов Н.К.,актив музея,

учителя начальных классов

25. Проведение уроков «Государственные символы России» по предмету «Окружающий мир»  сиспользованием хранящихся в музее флагов, знамён, гербов, денежных знаков, почтовых конвертов и открыток, атрибутов военного обмундирования По учебному плану Учителя начальных классов
26. Классные часы в музее «Семейные реликвии» с участием родителей По планам воспитательной работы Михайлов Н.К.,актив музеяучителя начальных классов
27. Музейный урок «Защитники земли русской в моей семье» Февраль2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,актив музеяучителя начальных классов
28. Сюжетно-ролевая игра с использованием предметов военного обмундирования «Солдат молоденький, в пилотке новенькой…» Апрель2013, 2014 г.г. Михайлов Н.К.,актив музеяучителя начальных классов
29. Конкурс антивоенных рисунков ко Дню защиты детей «Пусть всегда будет мир» Июнь 2012 – 2014 г.г. Завгородняя С.А. – учитель изобразительного искусства,Перфилова А.В. – педагог-организатор,учителя начальных классов

Основное общее образование

30. Музейный урок «Высший полководческий и солдатский ордена Великой Отечественной войны», посвящённый учреждению орденов Победы и  Славы Октябрь2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,экскурсоводы,классные руководители
31. Урок Мужества «Листая истории славной страницы», посвящённый 70-летию 16-ой гвардейской танковой дивизии Март2012 г. Шуваева В.Г. – зам. директора по ВР, Михайлов Н.К.,актив музея
32. Проект экскурсии – концерта «Песни великой Победы» Апрель – май2013 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,Волощик А.В.- музыкальный работник,экскурсоводы
33.

34.

Классные часы в музее  «История моей семьи и страны  в фотографиях» с участием родителей

Интеллектуальная игра «Танковый десант», посвящённая Дню танкиста

Ноябрь, декабрь2012, 2014 г.г.

 

 

 

 

Сентябрь

2012, 2014 г.г.

Михайлов Н.К.,актив музея,

классные руководители

 

 

 

Михайлов Н.К.,

актив музея,

классные руководители

35. Встречи с командиром дивизии генерал-майором Заикиным Н.А., начальником штаба дивизии полковником Тараевым И.А., ветеранами дивизии, проживающими в Чайковском районе, посвящённые 70-летию дивизии Январь – март2012 г. Шуваева В.Г. – зам. директора по ВР, Михайлов Н.К.,актив музея
36. Вахта Памяти по уходу за памятниками военной истории, мемориальными плитами, расположенными на территории Марковского сельского поселения, воинскими захоронениями Постоянно Шуваева В.Г.Михайлов Н.К.,классные

руководители

 

 

37. Викторина «История 16-ой гвардейской танковой дивизии» Декабрь 2013 г. Шуваева В.Г.Михайлов Н.К.актив музея,

классные

руководители

38. Создание электронных презентаций об офицерах дивизии – Героях России полковнике Кислове С.А. иКравцове С.Э. Сентябрь – декабрь 2012 г. Михайлов Н.К.актив музея,учащиеся классов, несущих Вахту памяти
39. Обновление макета местности диорамы «Освобождение Умани», введение новых художественных решений Октябрь – ноябрь 2013 г. Епанов В.А.- художник – оформитель,актив музея
40. Поиск в Центральном музее Вооружённых Сил РФ и музее Центрального военного округа Боевых Знамён 16-ой гвардейской танковой дивизии, 17 отдельного разведывательного батальона, Вымпела МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». Получение разрешения у МО РФ и командования Центрального военного округа на передачу  их в школьный музей. Сентябрь 2012 – сентябрь2013 г.г. Михайлов Н.К.актив музея
41. Музейный урок «Мы – граждане России», с вручением паспортов, посвящённый Дню Конституции РФ Декабрь2012 – 2014 г.г. Шуваева В.Г. – зам. директора по ВР, Михайлов Н.К.,представители ФМС по Чайковскому муниципальному району,актив музея,

классные руководители

42. Исследовательская работа«Вклад 16-ой гвардейской танковой дивизии в Победу над фашизмом» на Всероссийский конкурс «Отечество».  Октябрь 2012 г.- март 2013 г. Смирнова С.Н. – педагог по работе с одарёнными детьми, Михайлов Н.К.,обучающиеся
43. Исследовательская работа «16-ая гвардейская  на защите мира и труда» на Всероссийский конкурс «Отечество». Октябрь 2013 г.- март 2014 г. Смирнова С.Н. – педагог по работе с одарёнными детьми, Михайлов Н.К.,обучающиеся
44. Разработка и проведение тематической экскурсии «Оружие Победы». Сентябрь – ноябрь2014 г. Михайлов Н.К.,актив музея, экскурсоводы
45. Дискуссия для учащихся 9-х классов «В жизни всегда есть место подвигу» Январь2013 г. Шуваева В.Г. – зам.директора по ВР,Михайлов Н.К.,классные руководители
46. Круглый стол «Есть такая профессия – Родину защищать» с приглашением офицеров, курсантов, суворовцев и нахимовцев. Январь – февраль2012 – 2014 г.г. Шуваева В.Г. – зам.директора по ВР,Михайлов Н.К.,классные руководители
47. Литературный конкурс «Вклад моей семьи в Великую Отечественную войну» Октябрь-декабрь2013,2014 г.г. Учителя русского языка и литературы,Михайлов Н.К.
48. Интегрированные уроки истории, литературы, музыки и изобразительного искусства «Вклад искусства в победу в Великой Отечественной войне»  с использованием музейного материала По учебному плану Учителя – предметники, Михайлов Н.К.,актив школьного музея.
50. Интегрированные уроки истории и физики «Вклад науки в победу Великой Отечественной войны» с использованием музейного материала По учебному плану Учителя – предметники, Михайлов Н.К.,актив школьного музея
51. Уроки истории «Деревня Марково в годы Великой Отечественной войны» с использованием краеведческого материала, воспоминаний старожилов деревни По учебному плану Учителя – предметники, Михайлов Н.К.,актив школьного музея

Среднее (полное) общее образование

52. Разработка и реализация проекта «Город Чайковский. По местам воинской славы» (автобусная экскурсия) Январь 2013г. –Декабрь 2014 г. Обучающиеся 10 класса, Михайлов Н.К., активисты музея, классный руководитель
53. Разработка и проведение тематической экскурсии «Боевые награды». Сентябрь 2012 г. – сентябрь2013 г. Михайлов Н.К.,актив музея, экскурсоводы
54. Создание сайта школьного музея Январь 2013 г. – декабрь 2014 г. Репникова С.А. – учитель информатики и обучающиеся
55. Создание электронной базы фонда музея. Сентябрь2012 г.-декабрь

2014 г.

Репникова С.А. – учитель информатики, обучающиеся, актив музея, Михайлов Н.К.
56. Тематическая экскурсия «Мы подвиг твой воспеваем, солдат» посвящённая выпускнику Марковской СОШ Давыдову Александру, погибшему при исполнении воинского долга Сентябрь 2012 – 2014 г. Михайлов Н.К., экскурсоводы музея, классные руководители
57. Встречи с представителями депутатского корпуса, органов исполнительной власти по вопросам развития политической системы Октябрь – ноябрь 2013 г. Михайлов Н.К.,актив музея,классные руководители
58. Дискуссии по вопросам становления и развития гражданского общества, правового государства в России Январь – февраль2014 г. Михайлов Н.К.,актив музея,классные руководители
59. Участие в проведении Дня призывника По планам военного комиссариата Михайлов Н.К.,актив музея,классные руководители
60. Экскурсия в музей Воткинской ГЭС Июнь 2012 – 2014 г.г. Михайлов Н.К.,классные руководители
61. Встречи с земляками, учителями Марковской школы отмеченными государственными наградами за доблестный труд Ноябрь – декабрь2012 г. Шуваева В.Г. – зам. директора по ВР, Михайлов Н.К.,актив музея,классные руководители
62. Создание и работа  передвижных выставкок в учебных заведениях города  Чайковский «Броня крепка и танки наши быстры», «Немецкий Нейштрелиц – побратим города Чайковский», посвящённые 70-летию дивизии Январь 2013г.  – май  2013 г. Михайлов Н.К.,актив музея, экскурсоводы,обучающиеся
63. Учебно-исследовательская работа«16-ая гвардейская танковая дивизия в Чеченской войне»  на музейных материалах Октябрь 2013 г. – март 2014 г. Смирнова С.Н. – педагог по работе с одарёнными детьми,Михайлов Н.К.,обучающиеся

Заключительный этап (октябрь – декабрь 2014 г.)

 

64. Анализ результатов выполнения проекта. Октябрь 2014 г. Симанова Т.П. – зам. директора по УВР,Шуваева В.Г. – зам. директора по ВР,Михайлов Н.К. – руководитель проекта,

рабочая группа

 

65. Проведение педагогического совета по итогам реализации проекта и определению перспектив дальнейшего использования ресурса школьного музея в образовательном процессе Ноябрь 2014 г. Тараева Т.Н. – директор школы,Шуваева В.Г. – зам. директора по ВР,Михайлов Н.К. – руководитель проекта, рабочая группа
66. Проведение конференции “Итоги реализации проекта “Школьный музей как центр духовно-нравственного развития и воспитания” Декабрь 2014 г. Тараева Т.Н. – директор школы,Шуваева В.Г. – зам. директора по ВР,Михайлов Н.К. – руководитель проекта, рабочая группа
67. Освещение итогов проекта в СМИ и на сайтах школы и музея Октябрь -декабрь 2014 г. Репникова С.А., Михайлов Н.К.,педагоги,актив музея
68. Издание сборника лучших разработок экскурсий, музейных уроков, уроков Мужества, классных часов, интегрированных уроков по проблематике проекта Октябрь –декабрь 2014 г. Шуваева В.Г. – зам директора по ВР,Михайлов Н.К.,педагоги

 

69. Издание сборника методических разработок по музейной педагогике Октябрь –декабрь 2014 г. Шуваева В.Г. – зам директора по ВР,Михайлов Н.К.,педаг

 7. Ожидаемые результаты проекта.

В результате реализации проекта школьный музей станет современным, привлекательным, востребованным всеми участниками образовательного процесса.

Осуществляя социальный заказ общества на  духовно-нравственное  развитие и воспитание личности гражданина России в сфере общего образования, потенциал музея включается в учебно-воспитательный процесс по формированию современного национального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Музей органично впишется в образовательное пространство школы, что позволит реализовать  системно-деятельностный подход в рамках перехода на  ФГОС нового поколения.  В образовательную и воспитательную деятельность школы  включаются музейные уроки: «Фронтовой быт солдата», «Массовый героизм как источник победы в Великой Отечественной войне», классные часы: «Наши семейные реликвии», «История моей семьи в фотографиях», «Я – гражданин России», викторины: «История посёлка Марковский», «История 16-ой гвардейской танковой дивизии», урок Мужества «Листая истории славной страницы», тематические экскурсии: «Оружие Победы»,  «Боевые награды», интеллектуальная игра «Танковый десант», встречи с ветеранами дивизии и др. Они  развивают  лучшие гражданские качества школьников через активизацию  эмоционально-познавательной сферы, включение их в творческую деятельность и культурно-историческое пространство музея.
В результате реализации проекта учащиеся:

Освоят:

базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество,  семья, социальная солидарность;

активную деятельностную позицию;

способы решения проблем творческого и поискового характера.

Приобретут устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.

Научатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры.

Получат опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.

Апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий,  уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов, экспозиционеров.

Создадут сайт школьного музея и его виртуальное представительство, что расширит  информационное пространство в Сети, а также  электронную базу фондов музея, которая обеспечит учёт и сохранность музейной коллекции.

В результате реализации проекта педагоги:

Повысят профессиональную компетентность в области музейной педагогики  через семинары, мастер-классы,  индивидуальные консультации.

Освоят и внедрят музейные педагогические технологии в урочную и внеурочную деятельность.

Используют ИКТ ресурсы школьного музея в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

Привлекут детей группы риска, неуспешных в учёбе к работе в музее, где они себя реализуют.

Педагоги начальной школы, реализующие ФГОС второго поколения, включают ресурс школьного музея в учебный план и программу  духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, педагоги второй и третьей ступени – в учебные и воспитательные планы.

Для педагогов создаётся банк методических разработок и рекомендаций.

Таким образом, реализация данного проекта позволит сохранить и развить школьный музей боевой славы 16-ой гвардейской танковой дивизии, сформировать его позитивный имидж, использовать его мощный ресурс в развитии образования и  духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи – будущего Пермского края и России.

 

С помощью системы разработанных критериев отслеживается ход выполнения проекта в конце каждого календарного года и по завершению проекта.

 

Критерии

Показатели

количественные

качественные

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на музейных материалах Два проектаДве исследовательскиеработы учащихся Призовые места на муниципальном, региональном и Всероссийском уровнях
Пополнение фонда музея Две копии приказов МО СССР, технический формуляр на танк Т-34, Вымпел МО и Боевые Знамёна Количество подлинных документов и предметов
Экскурсионно-массовая работа Записи в книге учёта проведённых мероприятий  Записи в книге отзывов.Публикации в СМИ.Благодарственные письма, грамоты.

Призовые места в конкурсах экскурсоводов

Экспозиционно-выставочная деятельность Реконструкция диорамы «Освобождение Умани» Призовые места в смотрах-конкурсах музеев образовательных учреждений
Методическая помощь учителям-предметникам и классным руководителям Cеминар-практикум «Музейно-педагогические технологии  как ресурс реализации новых ФГОС».2 комплекта «Музей в чемодане».4 консультации по проведению классных часов

«Наши семейные реликвии», «История моей семьи в фотографиях»,

 

Результаты анкетированияОтзывы коллег, учащихся, родителей.

8.Риски в реализации проекта и пути их преодоления.

Возможные риски

Пути решения

Недостаточная психологическая подготовленность педагогов к изменениям Поддержание мотивации педагогов. Деятельность по подготовке и повышению квалификации педагогов. Работа психолога школы.
Недостаточное научно-методическоеобеспечение инновационного проекта Установление партнёрских отношений с МБОУ ДПО (ПК) с ЦИКТ, Пермским краевым музеем
Отсутствие преемственности в организации работы над проектом в случае смены координаторов проекта Переход координации к рабочей группе и ШМО

 9. Дальнейшее развитие проекта.

После окончания периода реализации проекта предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта. В 2015 году исполняется 20 лет посёлку Марковский. За это время произошло много важных событий в жизни посёлка, но история посёлка Марковский не была систематизирована в хронологической последовательности. Совет школьного музея рассмотрит вопрос об изготовлении альбома «Летопись посёлка Марковский» к его 20-летию.  В него  будут внесены все наиболее значимые события из жизни дивизии, посёлка и всех учреждений и организаций, расположенных на территории Марковского сельского поселения. Планируется создание экспозиционного комплекса «Марковский – уголок России, наш отчий дом» и разработка тематических циклов  «Моя малая Родина» для учащихся второй ступени и  «Здравствуй, музей» для учащихся первой ступени.

За годы существования посёлка на его территории созданы памятники военной истории и мемориальные плиты, за которыми ухаживают учащиеся Марковской СОШ.  В перспективе музейные активисты планируют составить паспорта на памятники: танк Т-34, мемориальные плиты, увековечивающие память погибших воинов соединения при исполнении воинского долга.

Для привлечения дополнительных финансовых средств на развитие школьного музея продолжить участие в социальных проектах.

Школьный музей боевой славы 16-ой гвардейской танковой дивизии сохранит и упрочит свои позиции как центр духовно-нравственного развития и  воспитания подрастающего поколения посёлка Марковский и Чайковского района.

 

Руководитель проекта                               Михайлов Н.К.

10. Библиографический список

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:

http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:

http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования:

http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

4. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

5. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

6. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:

http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf

7. Юхневич. М.Ю. Я поведу тебя в музей:

Учебное  пособие по музейной педагогике

М., 2001. http://www.future.museum.ru/lmp/books/child2.htm

8.  Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая

научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев.

М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

9. Воронович В.М.  Музейная педагогика

http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2044-muzeinayapedagogika.html

10. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 254с.

11. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: учеб. для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304с.

12. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: В 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.

13. Подымова, Л.С. Введение в инновационную педагогику [Текст] / Л.С. Подымова. – Курск, 1994. – 168с.

14. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576с.

15. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. – 224с.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.